Техническое обслуживание погрузчиков: особенности и периодичность, почему важно вовремя проводить ТО
Техническое обслуживание – комплекс мероприятий, поддерживающих работоспособность спецтехники на максимально высоком уровне. Оно включает ежедневные и плановые осмотры с заменой расходников и отработавших технических смазок, необходимыми ремонтами. А также – подготовку к летнему и зимнему сезонам.
Вилочные и фронтальные погрузчики эксплуатируются интенсивно, зачастую – в экстремальных условиях. Правильное и своевременное ТО позволяет продлить срок их службы, снижает риск серьезных поломок и аварий. Техника сохраняет заявленную в паспорте производительность, работает в штатном, безопасном режиме. Снижаются расходы на ремонты и ГСМ. О том, как делать ТО погрузчика, рассказывают наши эксперты.
Составление графика ТО
Один из самых важных моментов – это разработка графика техобслуживания. Для каждой единицы в автопарке заводят журнал ТО, в котором расписаны все необходимые мероприятия, ставятся отметки об их прохождении. Ведение журнала контролирует ответственный специалист.
Перечень мероприятий и интервалы производители указывают в инструкциях к своим машинам. Так, первый плановый ТО для новой техники проводят через 25-50 моточасов. В дальнейшем интервал увеличивается до 500 м/ч для моделей с электродвигателями и 200 м/ч для изделий с ДВС. Более детальные ТО выполняют через 1 000, 2 000 моточасов для электрокаров и через 500, 1 000, 2 000, 3 000 м/ч для автопогрузчиков. Но, эти рекомендации являются усредненными, рассчитанными на идеальные полигонные условия. Поэтому их могут придерживаться владельцы техники, работающей в чистых, хорошо проветриваемых зданиях, не более 8 часов в сутки.
На практике периодичность технического обслуживания погрузчиков определяется персонально, корректируется в зависимости от режима эксплуатации. При составлении графика, кроме рекомендаций производителя, учитывают несколько факторов:
- класс спецтехники (вид привода и топлива, грузоподъемность, тип – непрерывного и периодического действия). Так, дизельные и бензиновые модели требуют более частого обслуживания, чем газовые или электрические;
- частоту применения. Чем чаще и интенсивнее работает машина, тем больше она требует внимания. Например, при выполнении задач в 2-3 смены, ЕТО проводится, соответственно, 2-3 раза в сутки, при каждой смене водителя;
- условия эксплуатации. При работе в карьерах, на стройках или полях, в складах с сильно запыленным или загазованным воздухом фильтры забиваются быстрее, в масла и топливо, стыки деталей попадают абразивные частицы. В результате ускоряется износ движущихся элементов, а загрязненные смазки плохо выполняют свои функции. Именно поэтому ТО производят чаще, по мере необходимости.
На периодичность также влияют сильная жара или морозы, пыльные ветра, весенне-осенняя распутица, работа с каменистым грунтом, тяжелыми грузами, в высокогорных районах. Чтобы понять, нужно ли сократить интервалы между ТО, производят регулярные заборы ГСМ на лабораторный анализ. При изменении характеристик, свойств их заменяют на новые.
Подготовка к техобслуживанию
Чтобы правильно произвести ТО, требуется:
- внимательно ознакомиться с инструкцией;
- подготовить набор инструментов, заказать качественные запчасти, уплотнители, рекомендованные технические смазки;
- вывести технику на ровную площадку, опустить ковш или вилы, поставить на ручной тормоз и вынуть ключ зажигания;
- убедиться, что на площадке нет посторонних лиц, других сотрудников, она очищена от мусора;
- надеть защитный комбинезон, перчатки.
Соблюдать меры безопасности, никогда не приступать к ремонту или заливке смазочных материалов при включенном двигателе, отпущенном стояночном тормозе.
Основные этапы ТО
Стандартный ежедневный сервис включает несколько обязательных операций.
- Очистка от налипшей грязи, льда, пыли и затвердевшей смазки.
- Визуальный осмотр машины на предмет повреждений, протечек, ржавчины, порванных магистралей, наличия загрязнений, окалины на электрических контактах.
- Проверка ходовой: крепежных гаек, целостности шин и колесных дисков. Осмотр тормозов, выявление дефектов тормозных дисков, колодок.
- Проверка состояния электрической системы, фар, световых, аварийных, звуковых сигналов, бортовой электрики.
- Контроль уровня моторного, трансмиссионного, гидравлического масла, антифриза, тормозной жидкости. Долив до верхней отметки при необходимости.
- Регулировка кресла водителя, очистка салона от мусора, загрязнений.
- Проверка гидравлики. Не должно быть изношенных или порванных магистралей, протечек, низкого давления в системе.
- Смазывание шарнирных узлов на рабочем органе.
Тестирование мотора, систем очистки выхлопных газов и торможения на ходу. При выявлении любых неисправностей необходимо остановить работу, произвести мелкий ремонт или отправить спецтехнику в сервис.
Ремонт спецтехники
Техобслуживание включает замену расходников – специализированных жидкостей, фильтров. Как это правильно сделать?
- Установить пустую тару под сливным отверстием.
- Ослабить пробку торцевым ключом, после чего аккуратно открутить до конца.
- Дождаться полного вытекания, поставить пробку на место, подтянуть ключом, не превышая максимальный момент затяжки (H/m)/
- Протереть элемент чистой ветошью.
- Снять загрязненный фильтр, тщательно очистить место крепления.
- Смазать уплотнитель нового расходника небольшим количеством моторного масла, закрутить новый фильтр рукой до полной фиксации.
- Залить в систему другую жидкость, до верхней отметки.
- Плотно закрутить крышку.
- Запустить двигатель, дать прогреться в течение нескольких минут.
- Проверить уровень масла, долить при необходимости.
Небольшой ремонт с демонтажем изношенных или деформированных деталей, можно сделать своими силами или вызвать мастера из сервисного центра. Какие неисправности встречаются чаще всего?
- Источившиеся, сломанные зубья ковша.
- Проколотые или порванные шины.
- Изношенные тормозные диски, колодки.
- Деформация или износ вил.
- Некорректное функционирование КПП.
- Потеря мощности или давления в гидросистеме.
- Неисправности двигателя, системы охлаждения.
Вышедшие из строя моторы, основные узлы погрузчиков ремонтируют в сервисных центрах. Там имеется современная диагностическая аппаратура, необходимые инструменты и оборудование. В особо сложных случаях может потребоваться замена сломанного агрегата.
Краткие рекомендации по эксплуатации и уходу
При составлении графика ТО необходимо учитывать специфические требования конкретного типа погрузчиков, особенности деятельности предприятия, организации.
- Моделям с дизельными ДВС требуется более частое ТО, так как они подвержены высоким вибрационным, температурным нагрузкам. Техобслуживание по регламенту 1 выполняется каждые 200 моточасов.
- Владельцам техники с электроприводом рекомендуется особое внимание уделять обслуживанию АКБ. Ежедневно следует проверять уровень заряда, проводить визуальный осмотр батареи. Для кислотно-свинцовых аккумуляторов важно строго соблюдать режим зарядки (не допускать полной разрядки или неполного заряда).
- Если планируется поставить спецтехнику на зимнее хранение, необходимо ее тщательно очистить сжатым воздухом, подкрасить поврежденное защитное покрытие. Провести ТО с обязательной обильной смазкой уплотнителей, магистралей, шлангов, обработкой антикоррозийными составами. Машину устанавливают на специальные опоры, чтобы снизить нагрузку на ходовую.
Даже если спецтехника отправлена на длительное хранение под навес или в бокс, она требует периодических осмотров. Такие машины визуально осматривают раз в 1-2 месяца. Ежегодно выполняют мероприятия по регламенту ТО1. Каждые два года проверяют техническое состояние, производят переконсервацию агрегатов. Через четыре года тестируют состояние техники, с прогоном на 5-10 км и до 0,5 часа работы вилами/ковшом. РТО проводят для техники на длительной консервации, через каждые восемь лет.
Заключение
Качественное ТО – гарантия бесперебойной и безопасной работы погрузчика. Своевременная замена масел, забитых фильтров обеспечивает высокую эффективность мотора, тормозной и гидравлической систем. Устранение мелких неполадок, замена изношенных деталей на новые продляют ресурс машины, исключают риск выхода из строя основных узлов и механизмов.
Для проведения техосмотра по всем правилам требуется практический опыт, детальное знание особенностей данной марки и модели вилочного или фронтального погрузчика. Поэтому лучше всего доверить обслуживание дорогой спецтехники профессионалам из сервисного центра.
Специалисты компании «Центр Партс» произведут техобслуживание по установленному графику, в полном соответствии с рекомендациями производителя и интенсивностью эксплуатации. Мы используем только оригинальные комплектующие и технические жидкости. Предлагаем большой выбор складской и строительной спецтехники от ведущих мировых брендов.